ОСНОВНЫЕ СОСТАВЫ СВЯЗУЮЩИХ
Затирание красок на масляном связующем в России в XVIII веке производили по рецептам и традициям, пришедшим из стран Западной Европы. Часть красок для государственных заказов приобретали в готовом виде, через специальных представителей в Голландии, Франции, Италии. В живописных мастерских, называемых «командами», пигменты со связующими перетирали ученики и подмастерья. В Академии художеств со времени ее образования эту работу также выполняли ученики художников. Позднее краскотеров выделили в специальное хозяйственное подразделение Академии художеств (Факторская). Через него же Академия закупала материалы для всех работ, в том числе и для живописи. В целях обеспечения страны постоянными и опытными кадрами краскотеров в 1762 году было отдано распоряжение о переводе некоторых учеников в Факторскую «за неприлежание и худые успехи...».
Затертые на масляных связующих краски хранили в керамической посуде или в так называемых свиных пузырях. Традиция приготовления масляных красок в Академии художеств держалась до ликвидации Факторской в 1844 году.
Масляные связующие. Сведения о технике перетирания масляных красок как в XVIII, так и в XIX веке очень скудные, поскольку кустари и фабриканты XIX — начала XX века хранили свои рецепты в строгой тайне.
В XVIII веке для приготовления масляных красок пользовались как сгущенными (полимеризованными) красками, так и олифами, о чем свидетельствуют публикации конца века. Причем масла полимеризованные, приготовленные без кипячения, называли сырыми, а прокипяченные — олифами. На сыром масле рекомендовалось обязательно затирать свинцовые белила. На олифах же любые краски, кроме тех, в которых желтая окраска олифы или масляного лака может изменить тональность. Такие краски, как кармин и ультрамарин, непосредственно перед работой стирали с «фирнисом [лаком] из льняного масла», так же поступали с венецианской ярью и флорентийским баканом.
О связующих масляных красок XIX века сведений почти нет. Значительно больше сведений о составах, которые применительно к XIX веку можно назвать экспериментальными. Это краски со сложной рецептурой связующего, «засекреченного» фирмой. Фирмы рекомендовали их вместо обычных масляных красок. К рекомендуемым можно отнести краски с добавлением воска, а иногда и с его количественным преимуществом над маслами.
Ряд сведений о составе связующих масляных красок конца XIX века приводит Ф. Петрушевский. Он сообщает, что некоторые фирмы умышленно увеличивают количество масляного связующего при изготовлении красок, так как это экономит пигмент. В связующее обыкновенных масляных красок вводят воск, например, в киноварь, неаполитанскую желтую, цинковые белила, ультрамарин, капут мортум, оправдывая это тем, что без воска тяжелый пигмент отслоится от масла. В другие краски добавляют сиккативы (в крапплаки и черные), бальзамы, скипидар и прочие вещества, которые не всегда оправданы технологически. Ф. Петрушевский обвиняет фабрикантов в том, что они, прикрываясь «технологической необходимостью», иногда добавляют в краски вещества, удешевляющие их как товар, не заботясь о том, что это отрицательно скажется на сохранности произведений живописи.
На масляно-лаковом связующем художником Муссини, работавшим в Петербурге по росписям Исаакиевского собора в 1843—1846 годах, написано несколько картин-икон, в частности «Рождество Христово». Точный состав связующего красок в документах не сообщен. Дюссельдорфская фирма «Шминке» в конце прошлого века начала выпускать краски на масляно-лаковом связующем. В каталоге фирмы 1898 года указан следующий состав связующего: льняное и маковое масла, очищенный скипидар, янтарный лак, копайский бальзам. По отзыву Ф. Петрушевского, опробовавшего эти краски, получается, что большинство из них дают при высыхании большую усадку. В работе они не отличаются от масляных красок, после высыхания имеют умеренный блеск. Однако тот же Ф. Петрушевский отмечает, что в произведении самого Муссини в Исаакиевском соборе спустя почти 60 лет сохранность красочного слоя хорошая.
Смолы, введенные в масляные краски, придают красочному слою свойства масляно-лаковой живописи, которой пользовались старые мастера. Масляные краски, перетертые с растворами смол — лаками, широко применяют художники-реставраторы. Возможно, ими пользовался и М. В. Нестеров при создании монументальных росписей на медных листах в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Введение смолы в масляные краски Д. И. Киплик, его старший современник, описывает так: «Особенно хороших результатов следует ожидать... если перед работой извлечь масло из тюбиковых фабричных красок, отфильтровать его на бумагу и затем шпателем размешивать их с этим лаком, разжижая при надобности на палитре в процессе работы скипидаром. .. Рецепт его таков: сгущенное на солнце и воздухе льняное масло (в продолжение 3 недель) разжижается обыкновенным лаком до текучести простого сырого масла... Можно пользоваться мастичными и даммаровыми масляными лаками, прибавляя к ним в небольшом количестве французский скипидар».
Как нам известно, П. Д. Корин, ученик М. В. Нестерова, пользовался обезжиренными масляными красками, дополнительно перетертыми с растворами смол в скипидаре. Эта его практика была введена в реставрацию масляной живописи для тонирования и восполнения утрат. Возможно, что он воспринял данную манеру от М. В. Нестерова. К сожалению, в записках М. В. Нестерова нет сведений о подготовке им красок для масляной живописи. Однако фактура красочного слоя росписей Нестерова производит впечатление именно масляно-лаковой живописи
Затирание красок на масляном связующем в России в XVIII веке производили по рецептам и традициям, пришедшим из стран Западной Европы. Часть красок для государственных заказов приобретали в готовом виде, через специальных представителей в Голландии, Франции, Италии. В живописных мастерских, называемых «командами», пигменты со связующими перетирали ученики и подмастерья. В Академии художеств со времени ее образования эту работу также выполняли ученики художников. Позднее краскотеров выделили в специальное хозяйственное подразделение Академии художеств (Факторская). Через него же Академия закупала материалы для всех работ, в том числе и для живописи. В целях обеспечения страны постоянными и опытными кадрами краскотеров в 1762 году было отдано распоряжение о переводе некоторых учеников в Факторскую «за неприлежание и худые успехи...».
Затертые на масляных связующих краски хранили в керамической посуде или в так называемых свиных пузырях. Традиция приготовления масляных красок в Академии художеств держалась до ликвидации Факторской в 1844 году.
Масляные связующие. Сведения о технике перетирания масляных красок как в XVIII, так и в XIX веке очень скудные, поскольку кустари и фабриканты XIX — начала XX века хранили свои рецепты в строгой тайне.
В XVIII веке для приготовления масляных красок пользовались как сгущенными (полимеризованными) красками, так и олифами, о чем свидетельствуют публикации конца века. Причем масла полимеризованные, приготовленные без кипячения, называли сырыми, а прокипяченные — олифами. На сыром масле рекомендовалось обязательно затирать свинцовые белила. На олифах же любые краски, кроме тех, в которых желтая окраска олифы или масляного лака может изменить тональность. Такие краски, как кармин и ультрамарин, непосредственно перед работой стирали с «фирнисом [лаком] из льняного масла», так же поступали с венецианской ярью и флорентийским баканом.
О связующих масляных красок XIX века сведений почти нет. Значительно больше сведений о составах, которые применительно к XIX веку можно назвать экспериментальными. Это краски со сложной рецептурой связующего, «засекреченного» фирмой. Фирмы рекомендовали их вместо обычных масляных красок. К рекомендуемым можно отнести краски с добавлением воска, а иногда и с его количественным преимуществом над маслами.
Ряд сведений о составе связующих масляных красок конца XIX века приводит Ф. Петрушевский. Он сообщает, что некоторые фирмы умышленно увеличивают количество масляного связующего при изготовлении красок, так как это экономит пигмент. В связующее обыкновенных масляных красок вводят воск, например, в киноварь, неаполитанскую желтую, цинковые белила, ультрамарин, капут мортум, оправдывая это тем, что без воска тяжелый пигмент отслоится от масла. В другие краски добавляют сиккативы (в крапплаки и черные), бальзамы, скипидар и прочие вещества, которые не всегда оправданы технологически. Ф. Петрушевский обвиняет фабрикантов в том, что они, прикрываясь «технологической необходимостью», иногда добавляют в краски вещества, удешевляющие их как товар, не заботясь о том, что это отрицательно скажется на сохранности произведений живописи.
На масляно-лаковом связующем художником Муссини, работавшим в Петербурге по росписям Исаакиевского собора в 1843—1846 годах, написано несколько картин-икон, в частности «Рождество Христово». Точный состав связующего красок в документах не сообщен. Дюссельдорфская фирма «Шминке» в конце прошлого века начала выпускать краски на масляно-лаковом связующем. В каталоге фирмы 1898 года указан следующий состав связующего: льняное и маковое масла, очищенный скипидар, янтарный лак, копайский бальзам. По отзыву Ф. Петрушевского, опробовавшего эти краски, получается, что большинство из них дают при высыхании большую усадку. В работе они не отличаются от масляных красок, после высыхания имеют умеренный блеск. Однако тот же Ф. Петрушевский отмечает, что в произведении самого Муссини в Исаакиевском соборе спустя почти 60 лет сохранность красочного слоя хорошая.
Смолы, введенные в масляные краски, придают красочному слою свойства масляно-лаковой живописи, которой пользовались старые мастера. Масляные краски, перетертые с растворами смол — лаками, широко применяют художники-реставраторы. Возможно, ими пользовался и М. В. Нестеров при создании монументальных росписей на медных листах в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Введение смолы в масляные краски Д. И. Киплик, его старший современник, описывает так: «Особенно хороших результатов следует ожидать... если перед работой извлечь масло из тюбиковых фабричных красок, отфильтровать его на бумагу и затем шпателем размешивать их с этим лаком, разжижая при надобности на палитре в процессе работы скипидаром. .. Рецепт его таков: сгущенное на солнце и воздухе льняное масло (в продолжение 3 недель) разжижается обыкновенным лаком до текучести простого сырого масла... Можно пользоваться мастичными и даммаровыми масляными лаками, прибавляя к ним в небольшом количестве французский скипидар».
Как нам известно, П. Д. Корин, ученик М. В. Нестерова, пользовался обезжиренными масляными красками, дополнительно перетертыми с растворами смол в скипидаре. Эта его практика была введена в реставрацию масляной живописи для тонирования и восполнения утрат. Возможно, что он воспринял данную манеру от М. В. Нестерова. К сожалению, в записках М. В. Нестерова нет сведений о подготовке им красок для масляной живописи. Однако фактура красочного слоя росписей Нестерова производит впечатление именно масляно-лаковой живописи
Пт Июл 31, 2020 8:26 am автор Alla
» РАСТИТЕЛЬНЫЕ ВЫСЫХАЮЩИЕ МАСЛА
Пт Июл 31, 2020 8:25 am автор Alla
» ДОБАВКИ, УСКОРЯЮЩИЕ И ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЕЛ
Пт Июл 31, 2020 8:23 am автор Alla
» ОСНОВНЫЕ СОСТАВЫ СВЯЗУЮЩИХ
Пт Июл 31, 2020 8:22 am автор Alla
» ПИГМЕНТЫ XVIII ВЕКА
Пт Июл 31, 2020 8:17 am автор Alla
» ПИГМЕНТЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Пт Июл 31, 2020 8:14 am автор Alla
» Масляные краски Невская палитра Ладога, характеристика
Вт Июл 21, 2020 10:21 am автор Alla
» Масляные краски Невская палитра Сонет, характеристика
Вт Июл 21, 2020 10:19 am автор Alla
» Краски масляные "Vista-Artista", характеристика и отзывы
Вт Июл 21, 2020 10:12 am автор Alla